Дражайший сэр, - сказал он, - я вынужден просить у Вас прощения за неучтивость. Вид крови на членов моей семьи всегда действовал особым образом. Если желаете, можете назвать это идиосинкразией, но порою кровь заставляет нас вести себя подобно диким животным. К глубочайшему моему сожалению, я позабыл о манерах и позволили себе вызывающее поведение по отношению к гостю. Уверяю вас, я пытался преодолеть этот недостаток, и именно по этой причине я держусь в стороне от сородичей.
- Вампир из Кальденштайна, Фредерик Коулз.
Вентру – это не только кровь. Все они происходят от одного общего предка третьего поколения, но происхождение еще не делает вампира настоящим Вентру. Чтобы понять всю истинность этого утверждения, достаточно посмотреть на презренных отступников. Быть настоящим Вентру значит иметь особый склад ума, мировоззрение и даже стиль жизни. Чтобы стать членом клана, нужно хорошо играть свою роль.
читать дальше Будучи членами клана со сложными взаимоотношениями и множеством запутанных традиций, Вентру приобретают ряд отличительных повадок и качеств. Их идеалы включают мировоззрение, разделяемое большинством членов клана. Даже те, кто идет против течения, признают идеалы клана, пусть даже высмеивая их. Не все Сородичи разделяют эти убеждения, но почти все Вентру знают о них, и многим они по-прежнему дороги. Даже если вампир не согласен с тем или иным философским постулатом, он зачастую продолжает поддерживать не нравящуюся ему точку зрения, так как она определяет Вентру, дает им цель и позволяет занять определенное место среди Сородичей – тех самых Сородичей, которыми Вентру вынуждены управлять. Noblesse Oblige Вентру, чьи предки стояли во главе третьего и последующих поколений, считают, что они могут руководить другими кланами (если уж не править ими напрямую), и на то у них есть право и причины, подкрепленные историческим прецедентом. Некогда европейские короли аналогичным образом обосновывали свою власть: божественное право. Через Своего посланца, Каина, Господь избрал нас и повелел нам править Сородичами, и да будет так. Природные склонности Вентру к руководству, управлению и прямому контролю лишь придают вес их притязаниям. Каин создал их, чтобы они вели за собой его потомков, и поэтому они должны – не могут, но должны – править. Божественное право означает такую же ответственность. Вентру существуют не затем, чтобы править остальными Сородичами, как господа правят рабами. Нет, все совсем не так. Каин щедро одарил их, чтобы в годы горестей у остальных его детей были сильные, умные правители. Вентру часто называют себя «пастырями» или «управителями» своих собратьев-Каинитов. Многие из них никогда не забывали выражения, пришедшего из тех времен, когда правила знать: noblesse oblige. Это французское выражение можно понять следующим образом: Вентру чувствуют себя обязанными трудиться на благо Сородичей ради процветания всех потомков Каина. Они должны вознаградить общество за полученную власть, положение и способности. Вентру всю свою не-жизнь готовы посвятить служению великому делу, которое в наши ночи называется «Камарилья». Они – самый влиятельный клан секты, и само ее существование зависит о того, смогут ли они сохранить силу. Поэтому стремление к власти и влиянию – это не эгоистичные порывы, но благородное поведение. Их сила нужна остальным шес… пяти кланам. Разумеется, Вентру не считают себя хоть в чем-нибудь обязанными перед теми, кто отверг их помощь. Кланы Шабаша давным-давно утратили право рассчитывать на защиту со стороны Вентру. Не так давно Гангрел тоже отвернулись от избранников Каина. Мало кто из Вентру испытывает симпатию по отношению к этим звероподобным париям. Гангрел сделали свой выбор, так пусть теперь разбираются с последствиями. Это же принцип применяется и по отношению к отдельным Сородичам. Когда вампир открыто заявляет о своем выходе из Камарильи – этим часто похваляются анархи, - большинство Вентру отказывается от своих обязательств по отношению к нему, особенно если эти обязательства не приносят им выгоды. Долг – это улица с двусторонним движением. Dignitas Большинство членов клана впервые осознало роль руководства в ранние ночи Римской республики. Стоит ли удивляться, что многие свои идеи и идеалы они позаимствовали у почтенных римских предков? В период расцвета Республики великие люди совершали великие поступки, создавая империю, которая расширялась быстрее, чем любая другая империя в истории людей и Сородичей. Они вели войны, сходились в яростных политических баталиях и разрушали города не только из-за жажды наживы или власти. Они поступали так потому, что этого требовали их dignitas. Понятие dignitas с трудом поддается объяснению. Оно подразумевает не только достоинство, но и многие из добродетелей, почитаемых в японской культуре и обозначаемых словом «лицо» (как в выражении «потерять лицо»). Dignitas – это место человека в обществе, мера его достижений, его социальный статус, его честь. Для римских патрициев dignitas было мерилом человека, его значимости и личных качеств. Вентру охотно восприняли – и разработали – концепцию dignitas. Это слово означает все, что они в течение тысячелетий почитали священным и существенным. Вентру считают себя патрициями среди Каинитов (так оно и есть на самом деле), высокородными аристократами с хорошими манерами, которые действуют в соответствии с правилами чести и вправе ожидать уважительного отношения к себе. Для многих Вентру, как и для древних римлян, dignitas – это все. По мере того, как возрастает значимость вампира, растет и его dignitas. Это своего рода сумма всех его достижений. Выигранные битвы, заключенные союзы и занимаемые должности увеличивают dignitas Вентру. В то же время проигрыши, признанные неудачи и проглоченные оскорбления снижают его статус. Dignitas Вентру может как возрастать, так и уменьшаться. У многих Вентру страх перед потерей лица и вызванный этим обстоятельством гнев намного сильнее боязни огня или Окончательной Смерти. Для клана, чтящего историю, потеря жизни значит меньше, чем утрата наследия. Увеличение dignitas – это та цель, которую многие Вентру неустанно преследуют на протяжении всех своих ночей. Разговоры об «обязывающем положении» и сохранении Камарильи – это хорошо и, теоретически, важно, но все же большинство Вентру в первую очередь стараются повысить свой личный статус. Вентру не принижают концепцию dignitas точными подсчетами; у них нет никаких «очков dignitas» или системы наград. Это качество нематериально, как слава или репутация. Чтобы увеличить dignitas, нужно не просто добиться успеха, но добиться его правильным способом. У Сородича, достигшего очередных политических высот обычным образом, dignitas будет больше, чем у того, кто поднялся за счет другого Вентру или пренебрег репутацией клана и приличиями. Имидж, традиции и личностные качества влияют на dignitas ничуть не меньше, чем деньги, влияние и власть. Практически нет таких проступков (кроме нарушения одной из Традиций), к которым клан относился бы столь же отрицательно, как к беспочвенным попыткам оспорить dignitas Сородича. Вентру с большой серьезностью воспринимают покушения на свой статус. Распространение слухов, приписывание себе чужих достижений и беспричинное оскорбление Вентру (как публичное, так и с глазу на глаз) – вот лишь несколько способов уменьшить dignitas. Таким образом можно приобрести врага до конца не-жизни и навлечь на себя поистине серьезное наказание или кару. И в наши ночи сохраняется вражда между старейшинами, один из которых счел, что праздное замечание, сделанное на каком-нибудь светском приеме в XVI веке, угрожало его dignitas. Разумеется, этот пример нельзя считать типичным, но все же он указывает на существование определенной тенденции. Порою Вентру и в самом деле обращались к старейшинам и князьям с просьбой разрешить им уничтожить молодого Сородича, необдуманно оскорбившего их. Взаимопомощь Наверное, ни один обычай не отделяет Вентру от остальных кланов так, как их Закон Взаимопомощи. Хотя члены других кланов, как, например, Тремер, тесно связаны друг с другом и часто оказывают поддержку своим собратьям, ни у кого из них нет традиции безоговорочной, обязательной помощи попавшему в беду соклановцу. Многие Аристократы считают, что именно эта традиция обусловила силу клана. Они могут сражаться и соперничать друг с другом, но в годину бедствий все Вентру будут сражаться плечом к плечу, нравится им это или нет. Этика взаимопомощи требует предоставить собрату-Вентру, который попросит об этом, всю возможную поддержку, невзирая на личные обиды и желания. По общему признанию, на практике это правило труднореализуемо. Многие Вентру научились доказывать, что укрепление их собственного положения и ослабление или крушение соперника пойдут тому Аристократу на пользу. Их аргументы во многом отражают взаимоотношения между кланом и Камарильей. Если же отойти от семантических разногласий, то ни один Вентру никогда не станет по доброй воле причинять вреда тому, кто, ссылаясь на традицию, просит его о гостеприимстве, и мало кто из членов клана допустит, чтобы его гость пострадал. Кары за такое поведение поистине суровы, начиная от бойкота и заканчивая клятвами мести. Когда Вентру просит о помощи, его собрат должен откликнуться и выполнить просьбу. В ответ он может рассчитывать на точно такую же услугу. Уважать другого Вентру – значит не покушаться на его территорию, не соперничать с ним в его владениях и, самое главное, не оспаривать его dignitas. Это также значит, что Вентру окажет помощь попавшему в беду собрату, и не важно, что ему самому этот поступок доставит массу неудобств. Традиция взаимопомощи восходит к временам древнего Рима, когда Вентру наращивали мощь, противостоя остальным кланам. Хотя у Вентру теперь есть пять «двоюродных» кланов, к которым можно обратиться за помощью, они предпочитают полагаться на собственные силы. Когда Вентру просит, вы делаете. Просьба во многом определяется традицией. Форма вспомоществования может быть любой, особенно среди либеральных Вентру, готовых изменить традицию ради выгоды: можно просить о помощи, об услуге, о предоставлении информации, о наставлении. Вентру может безнаказанно отклонить такую просьбу. Чтобы воззвать к Закону Взаимопомощи, член клана должен произнести ритуальную фразу: «Я молю тебя о помощи, брат», или воспользоваться любым другим из полудюжины установленных выражений. Честь и обычай обязывают Вентру помочь Сородичу, обратившемуся к нему с такой просьбой. Но все же просителю лучше не беспокоить Вентру по пустякам. Если Шабаш не ломится к вам в дверь, а конкуренты не собираются поглотить вашу корпорацию, вы, обращаясь за помощью, рискуете лишиться dignitas в глазах соплеменников. Просить о помощи в беде не стыдно. Стыдно просить о помощи из страха или недомыслия. Иногда случается так, что два или более Вентру обращаются с просьбой к одному и тому же Сородичу. В этом случае предпочтение, как правило, отдается старшему из них. Если помогающий вампир считает, что ресурсы позволяют ему помочь и младшему собрату, он может уделить ему часть внимания. Такие ситуации возникают довольно редко. Если Вентру взывает о помощи, значит, он действительно попал в беду и у него нет времени думать об окружающих. Но выдающийся или влиятельный Вентру все же может выбирать, кому он будет помогать. Он может поддержать старшего Сородича, но если он решит, что у того хватает собственных ресурсов, он окажет помощь новообращенному. Невозможность помочь означает потерю dignitas, утрату статуса и влияния. Более того, если Вентру намекнет, что кто-то из собратьев отверг его просьбу о помощи, оскорбленный Сородич имеет все основания для официальной жалобы. Как и многое внутри клана, наказание за этот проступок во многом зависит от dignitas и значимости жалобщика. Юнцу, отказавшему в помощи могущественному князю, могут грозить кровавые узы или даже Традиция Уничтожения. Князь, проигнорировавший просьбу новообращенного, может отделаться штрафом или же пообещать тому покровительство, в зависимости от сведений, полученных Директорией. Но все же такое случается редко. Вентру гордятся своей помощью товарищам по клану. Эта традиция, на их взгляд, не просто возвышает их и выделяет среди остальных кланов, но и позволяет рассчитывать на то, что кто-нибудь окажется у них в долгу. Для Вентру, как и для высокомерных Тореадоров, обязательства дороже золота. Вежливость Вентру, которые на протяжении пяти тысяч лет получали благородное воспитание и существовали в определенной культурной и социальной среде, придают большое значение манерам. Этикет Вентру может быть чрезвычайно запутанным, особенно в Европе, где до сих пор сохраняются некогда утвердившиеся правила поведения. В Новом Свете формальностей меньше, но только по сравнению с Европой. По нынешним меркам, даже самые шумные из городов Старого Света кажутся несовременными и чересчур приличными. Для Вентру вежливость – это не просто соблюдение установившихся обычаев и правил. Она выполняет несколько важных функций, особенно когда членам клана нужно преодолеть мелкие разногласия и проявить уважение к социальному положению. По природе своей Сородичи – существа легковозбудимые, склонные долго помнить об обидах и слишком остро реагировать на них. Стоит вспомнить о том, с каким трепетом среднестатистический Вентру относится к dignitas, и становится понятно, что вежливость – это не просто вопрос воспитания, но необходимое условие выживания. Некоторая замысловатость, обходительность и отстраненность в общении помогают смягчить угрозу, возникающую из-за взрывных характеров собеседников. Разговор становится менее напряженным, если слегка отвлечься от реальности. Пустословие и почтительные интонации как бы обволакивают два самолюбивых эго, из-за чего имеющиеся противоречия становятся не так важны, как сказанные слова и манера, в которой они были произнесены. Вентру, не связанные тесными личными отношениями, обычно обращаются друг к другу с соблюдением всех формальностей, по званию или фамилии, в зависимости от ситуации. Не получив предварительно разрешения, они не задают личных вопросов. Вежливая беседа означает, что собеседникам не наносят оскорблений (открытых или завуалированных), не допускают непрошенной критики вышестоящих или равных по положению Сородичей и не говорят вне очереди. Большинство разговоров начинается с пустой болтовни на незначащие темы, чтобы обе стороны смогли расслабиться. Чаще всего речь идет о текущих делах или светских мероприятиях - эти темы доступны каждому и не вызывают сильной эмоциональной реакции. Разговоры Вентру часто кажутся многословными, но приятными. Мало кто из величавых Вентру станет повышать голос или игнорировать слова собеседника. Какие бы чувства не бушевали у него в груди, ни один Вентру с dignitas не проявит их. Контроль Зверь таится в холодном сердце каждого вампира, хотя Вентру и не любят признавать этого. Аристократы часто беспощадно укрощают своего Зверя и стараются держать его в узде – ведь даже самый пресыщенный из старейшин может сохранить в себе каплю humanitas. Некоторые надменные Вентру вообще отказываются признавать существование внутреннего чудовища, заявляя, что это проклятие лежит лишь на других, младших семействах. Другие признают наличие неконтролируемых порывов, но гордятся своим умением подавлять их. В любом случае все Вентру, за исключением самых жестоких, придают огромное значение самодисциплине. Самоконтроль открывает путь к успеху, отделяя Аристократов от всех, кто позволяет себе поддаться чувствам. Власть над эмоциями, как и все прочие описанные здесь черты, помогают определить Вентру. Впадение в бешенство, разумеется, считается наиболее вопиющим примером потери самоконтроля. Как ни странно, но этот проступок Вентру охотно прощают. Зверь живет во всех потомках Каина, как бы они ни отрицали этого. Вампир, впавший в бешенство, явно вышел за пределы благоразумия. Можно надеяться, что Вентру сможет лучше контролировать себя в схожих обстоятельствах, но все же он не застрахован от подобного рода неприятностей. Если утративший самоконтроль Сородич не наносит ущерба Маскараду и не вредит благополучию потомков Каина, его можно простить. Менее простительны не столь серьезные промахи, возможно, из-за своей алогичности. Вентру должен контролировать все прочие свои эмоции или хотя бы делать вид, что ему это удается. Гнев не должен перерастать в ярость, влечение – в похоть, любопытство – в одержимость. Выкрики, потрясание кулаками, неудержимый смех, тем более – какой кошмар – кровавые слезы считаются верхом непристойности. Благовоспитанный, учтивый Сородич с высоким dignitas просто не позволит себе такого. Это просто не принято. Утрата контроля не просто неприлична, она еще и ведет к совершению ошибок, а расчетливые Вентру не выносят ошибок, которых можно было избежать. Однако в случае опасности вожди должны действовать, иногда не имея всей нужной информации. Разумеется, невозможно постоянно принимать идеальные решения. Ошибки случаются, но это не повод мириться с промахами, совершенными из страха, под влиянием ненависти, похоти или даже ошибочно выбранной привязанности. Dignitas не позволяет действовать подобным образом. Поддавшись чувствам, Вентру как бы нарушает обязательства перед кланом и Сородичами, для которых он должен быть примером. Жестокость Вентру, с их благородными идеалами и желанием служить Сородичам и Камарилье в Последние Ночи, наделены весьма одним весьма неприятным качеством – жестокостью. В основном это связано с их отношением к обществу: по их мнению, организации и идеи намного важнее отдельных личностей (в особенности – стада и не входящих в Камарилью Сородичей). Даже потомки самого Вентру, в особенности молодые вампиры младших поколений, не могут рассчитывать на сочувствие или внимание. Так уж получилось, что, вопреки всем разговорам об обязанностях пастырей и благородных вождей, Вентру практически не интересуются судьбами отдельных Сородичей – за исключением своей собственной. Многие из них сохраняют такое отношение и к некоторым из своих отпрысков. Если Камарилья процветает (с точки зрения Вентру), гибель нескольких беспокойных сородичей ничего не значит. Разумеется, мудрые Сородичи не озвучивают столь неблагородные мысли. И все же это явное лицемерие побуждает многих Каинитов сплотиться против несговорчивых Вентру. В вампирском сообществе, где уничтожить собрата можно только при наличии разрешения, эта жестокость проявляется в политической или социальной деятельности. Когда речь заходит о заключении и нарушении договоров, Вентру не знают удержу. Их вежливость, устаревшие традиции и благородные манеры не могут скрыть того простого факта, что ради своей выгоды – которую они охотно представят как выгоду для всех Сородичей – они пойдут на что угодно, стоит им только увериться, что результат стоит усилий. Можно сказать, что Вентру не склонны разрушать связи, прекращать дружеские отношения или идти на риск ради незначительного выигрыша. Лучше проиграть и выжить, чтобы сохранить ресурсы и продолжить бой на следующую ночь. Но стоит только Вентру почуять лакомый кусок, и его ничто не остановит. При общении с другими Сородичами Вентру соблюдают некоторую осторожность; согласно их моральному кодексу, любой вампир имеет право на существование и даже на власть. Стадо подобных прав лишено. По большей части люди воспринимаются как рабочие муравьи или крестьяне из давно минувшего прошлого. Люди нужны, но незаменимых среди них нет. Можно лишить целую семью средств к существованию, чтобы помешать сопернику, и тут же забыть об этом. Приказ убить несговорчивого лидера профсоюза или оклеветать политика, которого затем можно будет шантажировать, отдается так же легко, как распоряжение камердинеру приготовить на завтра серый костюм. Даже такой довольно интимный процесс, как поиск информации в памяти человека и манипулирование воспоминаниями для Вентру не окрашен эмоциями. Отдельные представители стада не имеют никакого значения. Нельзя сказать, что Вентру ненавидят людей или считают их низшими звеньями в пищевой цепочке, из-за чего их можно убивать и мучить, как это свойственно Шабашу. Вентру просто не считают нужным рассматривать людей по отдельности, в отрыве от общности. Человечество, а не человек, создало Инквизицию – так гласит еще один афоризм Вентру. Вентру быстрее, чем остальные, забывают, что некогда сами были людьми. Человек, в котором они не заметили некоей изюминки, которая сделала бы его ценным ресурсом, а то и возможным гулем или потомком, в их глазах ничего не значит. Используйте их, терзайте их, просто убивайте их – если, конечно, это не нарушит Маскарад, - словом, поступайте с ними так, как вам заблагорассудится. Предубеждения Согласно устным преданиям и хроникам, Вентру давали Становление только тем, кто был «достоин» такой чести. На протяжении веков клан принимал в свои ряды дворян, религиозных деятелей и доблестных воинов. Чтобы вступить в этот эксклюзивный клуб нежити, нужно соответствовать чрезвычайно высоким стандартам. Вентру нужны те, кто привык к власти и влиянию, для кого господство стало неотъемлемой частью личности. Иными словами, Вентру по большей части нужны мужчины. Хотя после становления пол Сородича не имеет никакого значения (народ Каина придерживается принципов равноправия, хотя и не лишен некоторых предубеждений), до судьбоносной ночи он играет немалую роль. На протяжении веков и даже тысячелетий женщины в западных странах не могли приобрести такое же влияние, как и мужчины. Разумеется, были и исключения, но в основном они лишь подтверждали правило. Несколько древних могущественных женщин-вампиров заслужили уважение клана. Но все же число мужчин намного превосходило число женщин, особенно среди старших Сородичей, и эта диспропорция сохранилась до наших ночей. Клан Вентру во многом похож на закрытый «мужской клуб» с дурной репутацией. Что касается этнического состава клана, то в основном его члены принадлежат к европеоидной расе. Число африканцев, азиатов и латиноамериканцев среди них примерно такое же, как в окружающем обществе. В тех уголках мира, где космополитизм не в моде, этническое разнообразие может быть еще меньшим. Вентру часто обвиняют в старомодности. Говорят, что клан застрял в прошлом и не желает меняться. Это утверждение, хотя оно и не полностью соответствует истине, все же нельзя назвать лживым. Сейчас Вентру уделяют полу и национальности примерно столько же внимания, сколько то сообщество, в окружении которого они обитают. Они не колеблясь обратят негра или женщину с большим потенциалом. Но все же некоторых Вентру такой подход не устраивает. Они росли в другие времена, когда принято было верить во врожденное превосходство, и даже смерть не смогла разрушить их предубеждений относительно цвета кожи и формы гениталий. Такие приверженцы старины по-прежнему смотрят на женщин сверху вниз, отрицают достижения национальных меньшинств и сдерживают развитие клана своими замшелыми представлениями о мире. К сожалению, Сородичи, занимающие высокие посты, в особенности – в доменах Европы и Ближнего Востока, оставались у власти на протяжении столетий, с незначительными перерывами. В их владениях по-прежнему процветают древние предрассудки. Кое-где до сих пор действуют эдикты, запрещающие обращение определенных категорий смертных, но прогрессивные мыслители из числа Вентру смотрят на эти пережитки прошлого с неодобрением. В результате большая часть ограничений была отменена (по крайней мере, официально). И все же Сородичам «неподходящего происхождения» приходится преодолевать предубеждения старших собратьев. Тех из них, кто не принадлежит к клану Вентру, упрямые старейшины часто обливают презрением. К Вентру проявляется несколько большее уважение, как того требует dignitas, но покровительственные улыбки не всегда позволяют скрыть отвращение.