Strategoi отвечают за реализацию ежедневных, рутинных решений эфоров. Каждый из них отвечает за свою сферу деятельности. На территориях с высокой плотностью населения их власть может распространяться лишь на несколько сотен квадратных миль, но старейшины, обитающие на равнинах канадского и американского запада, порою отвечают за целые штаты. Обычно strategoi обустраивают себе убежища на подвластных территориях, часто являясь при этом примогеном или уважаемым старейшиной. Князья среди них встречаются довольно редко, так как княжеские обязанности по отношению к подданным отнимают слишком много времени, чтобы их можно было успешно совместить с деятельностью strategoi.

читать дальше

Из ночи в ночь strategoi наблюдает за коммерческой и политической деятельностью Вентру своего региона, не забывая при этом и о собственных нуждах и dignitas. Во время кризиса strategoi обязаны проследить за воплощением в жизнь принятых Директоратам решений, касающихся вторжений Шабаша, взбунтовавшихся анархов или заигравшихся во власть Каинитов, чьи действия угрожают владениям Вентру. Разумеется, официально они не могут приказывать князьям, но благодаря поддержке эфоров они получают в свое распоряжение ресурсы, объем которых превышает их и без того немалые состояния. Стратеги могут помочь в разрешении внутриклановых споров или привлечь внимание Директората к излишне норовистому Вентру. В целом, их полномочия аналогичны обязанностям юстициара Камарильи, хотя и распространяются только на клан Вентру.

Исправники (ликторы)

 


Стратеги редко сами пачкают руки грязной работой. Он решают, как именно должна быть исполнена воля эфоров, а затем дают задание своим ликторам. Если стратегов можно сравнить с юстициарами, то ликторы – это архонты. Молодежь часто называет их «антикризисными управляющими», то есть теми сотрудниками корпорации, кто переходит из отдела в отдел, решая возникшие проблемы. Ликторы занимаются тем же самым на уровне всего клана Вентру.

Ликторы специализируются в решении того или иного типа задач. Часть из них занимается финансовыми вопросами, другие обладают выраженными чертами лидера, третьи отличаются выдающимися дипломатическими способностями. Если у старейшины Вентру или одного из консорциумов клана возникают неприятности, с которыми они не в состоянии справиться самостоятельно (группа старейшин с трудом признает поражение, но для вызова ликтора достаточно обращения одного уважаемого Вентру), они обращаются к своему стратегу с просьбой о помощи. Обычно эта помощь приходит в лице ликтора. Чаще всего этого бывает достаточно. Само присутствие представителя стратега (а значит, и эфоров) позволяет склонить Вентру к совместному решению проблемы под руководством ликтора – решению, которое они смогли бы принять и сами, если бы на время позабыли о мелких разногласиях.

Звание ликтора весьма почетно, особенно среди относительно молодых (до 200 лет) членов клана, стремящихся повысить dignitas. Бывало так, что ликтор вступал в город, полный враждующих Вентру, чтобы в конце концов, когда все будет сказано и сделано, получить титул князя. К тому же ликтор, получая звание, вступает пусть на долгий, но верный путь к должности стратега, а может быть, и эфора. Но появившиеся возможности часто ставят под угрозу как политическое положение, так и само существование ликтора, и исправникам приходится помнить об этом. Выполняя грязную работу по поручению стратегов, можно нажить себе могущественных врагов, а командование отрядами, направленными на отражение атаки кровожадного Шабаша или анархов, всегда сопряжено с опасностью. Для тех, кто сумел справиться с испытаниями, звание ликтора становится первым шагом к величию.

Агенты (трибуны)

 


Совет эфоров поддерживает сеть контактов и «полевых агентов» по всему миру. Этих Сородичей называют трибунами или агентами; они служат глазами и ушами эфоров в городах Камарильи (а иногда – и Шабаша). У них нет официальных полномочий или обязанностей, часто они даже отказываются публично называть свою должность (тяжелое решение для Вентру). Обычно трибуны – это молодые Вентру, способности которых были замечены стратегами или ликторами. Они не только обладают убедительным послужным списком и заметными dignitas, но и с уважением относятся к старейшинам и традициям Вентру, пусть даже и не всегда.

Большую часть времени трибуны свободны от выполнения своих обязанностей. Но иногда они получают сообщения от эфоров (переданные через стратега), которые они должны передать кому-нибудь из известных представителей клана в своем городе. Часто именно городские трибуны, а не старейшины, просят стратегов о помощи. Не будучи правителями города, они не рискуют dignitas, в случае нужды обращаясь за помощью. Бывает так, что трибун просит о поддержке тогда, когда в этом не было необходимости, но мало кто из них повторяет эту ошибку дважды. Пересуды среди местных Вентру и в клане в целом часто вынуждают паникера расстаться с должностью, а то и покинуть город.

Самой важной обязанностью трибуна является помощь ликтору или стратегу, посетившему город. Хотя часто трибуны занимают в клане и Камарилье и другие должности, считается, что в первую очередь они должны служить Совету эфоров (и его представителю). Иногда эта служба вызывает зависть и злость у местных представителей клана, но эфоры, как правило, щедро вознаграждают своих подчиненных за проявленное рвение.

Пэры

 


Не все отличившиеся Вентру пополняют коллекции марионеток и пешек у старейшин. Хотя цели Совета эфоров и его сторонников заслуживают восхищения, мало кто из Вентру хочет покорно исполнять все капризы сиров и старших собратьев.

Совет пэров – это неофициальное, хотя и признанное объединение Вентру, которые хоть чего-нибудь добились в Камарилье или в родном клане. Чтобы получить звание пэра, одного признания со стороны князя недостаточно, но условия вступления в совет нельзя назвать невыполнимыми. Одобрение, полученное от представителя иерархической структуры клана, дает полное право называться пэром. Пэров Вентру можно найти практически в любом городе, где есть убежища Аристократов.

Совет пэров существует для того, чтобы сохранять традиции Вентру и поддерживать концепцию dignitas – других целей у него нет. Наделяя определенным статусом «хороших» членов клана, Вентру вознаграждают тех из них, кто строго придерживается правил и создает себе имя, не вызывая ненужного раскола в рядах собратьев. Например, молодой Вентру, который может повлиять на исход слушаний по переделу земельной собственности и не дать нарушить покой городского Элизиума, может ожидать, что ему предложат вступит в ряды пэров. Честолюбивый Вентру, захвативший долю своего сира в корпорации, на такие почести рассчитывать не может.

Иными словами, звание пэра – это не более чем показатель социального статуса, пропуск в клуб для Вентру с кристально-чистой (если не безупречной) репутацией. Но Вентру придают подобным вещам большое значение – так они могут отделить себя от недостойных особей, затесавшихся в их ряды.

Городские звания

 


В последнее время стало модным соотносить структуру клана в пределах одного города с корпоративным устройством и присваивать отдельным Вентру звания, связанные с ведением бизнеса. На самом деле эти звания представляют собой осовремененные традиционные титулы Вентру, которыми клан пользовался на протяжении многих веков, позаимствовав их из политической жизни Спарты и Рима. Современная модель позволяет понять, как именно действуют Вентру, но все же многие уважаемые члены клана, в особенности в Старом Свете, предпочитают прежние звания.

Местные объединения Вентру называются консорциумами (consortium), хотя точного значения это слово не имеет. Некоторые старейшины используют его вместо слова «котерия», когда речь идет о группах юных Вентру, другие Аристократы называют так союз двух и более Вентру, занятых одним делом. Это слово вошло в моду не так давно, примерно десять лет назад, потому что оно звучит намного элегантней, чем «фракция» или «тайная организация».

Коллегия (герусия)[1]

 


Герусия (это слово можно перевести как «совет старейшин»), или Коллегия, эффективно решает проблемы, возникающие у обитающих в городе Вентру. Обычно она состоит из старейшин, самых опытных Сородичей данного региона. Если в городе есть князь-Вентру, он (или она), вероятнее всего, возглавляет герусию. В противном случае коллегией управляет примоген или другой Вентру, занимающий высокий пост в Камарилье. Присоединиться к коллегии можно только по приглашению, получив одобрение большей части членов совета. Вступивший в коллегию Вентру может получить отставку только в самых крайних обстоятельствах (которые определяют эфоры клана).

Если сравнивать с корпорацией, то герусия следит за соблюдением коммерческих и политических интересов Вентру в городе, иными словами, выполняет функции холдинговой компании. На самом деле некоторые коллегии занимаются и другими делами. Эта организационная структура не только управляет фондами и распределением должностей, но и следит за инвестициями и деятельностью отдельных Вентру. Как правило, Вентру не конкурируют друг с другом за ресурсы и контакты напрямую. Герусия выступает арбитром при решении любых конфликтов интересов на местном уровне. Совет может потребовать от члена клана свернуть деятельность в той или иной сфере, и решение это будет проводиться в жизнь любыми устраивающими коллегию способами. Например, если два Вентру не могут договориться о влиянии на местное металлургическое предприятие, герусия может провести слушанье и вынести решение в пользу одного из них, при условии, что кто-то из спорщиков привлечет ее внимание к вопросу. Но Вентру неохотно обращаются за помощью к коллегии, так в этом случае они как бы признаются в неспособности удержать и усилить свое влияние.

Герусия проводит встречи двух видов. Ежемесячные встречи на уровне клана обычно проходят в первый вторник месяца. Эти собрания должны посещаться всеми городскими Вентру, так как на них обсуждаются новости и прежние дела, выслушиваются жалобы и отчеты, передаются сообщения, распоряжения или объявления, поступившие от высших должностных лиц клана. Время от времени герусия проводит и отдельные, закрытые встречи, на которых обсуждаются финансовые или политические вопросы, а также и тайные дела клана.

Вопреки всей значимости и dignitas, присущим герусии, она практически лишена официальных полномочий. Коллегия не может отдавать приказы другим Вентру города. Или, точнее говоря, она может, но не имеет власти напрямую наказывать тех, кто не подчинился ей. С другой стороны, обходных маневров никто не отменял. Те, кто пошел против воли коллегии, становятся париями – а то и встречают рассвет. Вентру могут покуситься на владения и политическое положение нечестивца, лишенного защиты коллегии, и обычно они так и поступают. Самое надежное оружие коллегии – это влияние пэров, и старейшины пользуются им чуть ли не единолично.

Управляющие (преторы)

 


Звание претора считается высшим в городской иерархии Вентру. Как правили, преторы, или управляющие, входят в состав герусии. В городе не может быть более одного претора (их вообще может не быть), который часто занимает пост князя или примогена. Как позволяет понять второе название должности (управляющий), эти могущественные Сородичи руководят делами Вентру в пределах города. Чтобы достичь столь высокого положения, Вентру должен быть не просто старейшиной, но старейшиной с исключительными достоинствами (dignitas) и множеством сторонников среди пэров. Преторы пользуются почти полной независимостью, и только эфоры или стратеги могут сместить их с должности.

Претор за счет своих собственных средств содержит место, где проводятся ежемесячные заседания коллегии и куда может придти любой Вентру. Обычно это зарытый клуб, но претор может выбрать и любое другое помещение, будь то зала в отеле, конференц-зал в небоскребе или рабочий кабинет в убежище самого претора. Атмосфера, царящая в месте встречи, и оказанный прием напрямую влияют на репутацию претора, поэтому на поддержание роскошной и впечатляющей обстановки тратится немало средств. Претор возглавляет собрания коллегии и имеет решающий голос во всех голосованиях герусии.

Помимо этих полномочий, у претора нет официальной власти. И все же чаще всего этот Вентру обладает в городе огромным влиянием, которым он вполне может воспользоваться при решении касающихся коллегии вопросов. Одно только получение должности претора значительно увеличивает его dignitas. Будучи в центре всех дел городских Вентру, он имеет доступ к людям и информации, которого лишены остальные члены клана. Более того, соплеменники в случае кризиса обращаются к нему с просьбами о руководстве и, как правило, безоговорочно следуют его рекомендациям (по крайней мере, не задают слишком много вопросов).

Контролеры (эдилы)

 


Следующее за преторами звание – эдилы, или надзиратели. Эти Вентру помогают герусии и преторам точно так же, как контролеры помогают управляющим. Они ведут учет способностям и возможностям нижестоящих Вентру и занимаются текущими делами, например, выполняют еженощные финансовые операции, отслеживают потенциальные инвестиции и следят за тем, чтобы все взятки были уплачены вовремя и в полном объеме. Эдилы выступают от имени вышестоящего начальства, донося его распоряжения, приказы и требования до остальных членов клана. В случае кризиса они становятся военачальниками, организующими боевые отряды и ведущими их в реальный или метафизический бой.

Как правило, эдилами становятся опытные служители (ancillae) с отменным послужным списком и собственными предприятиями и зонами влияния в городе. У них достаточно ресурсов, чтобы выполнять свои обязанности без привлечения помощи со стороны. Претор или герусия в целом могут выдвинуть кандидатуру на должность эдила. Теоретически, в городе может быть неограниченное число контролеров. Практически же даже в крупном городе их редко бывает больше трех, а обычно – один-два. В конце концов, в городе, где проживает семь Вентру, назначать на должность половину из них просто бессмысленно.

Старшины (квесторы)

 


Вслед за эдилами идут квесторы, или старшины. Эти сородичи лишь на одну ступень выше обычных Вентру. Молодые, имеющие некоторый опыт Вентру получают звание квестора в знак признания их свершений, которые принесли dignitas им самим и клану в целом и увеличили состояние клана. Квесторы помогают вышестоящим Вентру, выполняя задания, без которых управление вложениями становится затруднительным. К таким заданиям относится как открытие брокерских счетов[2], так и сокрытие трупов новопреставленных профсоюзных боссов. Часто эдилы передают квесторам распоряжения без каких-либо дополнительных пояснений. Квесторы, хорошо выполняющие свою работу, могут рассчитывать на повышение в иерархии клана, а также на появление возможностей, которые в любом другом случае были бы упущены.

Иногда квесторы кичатся своим званием перед рядовыми Вентру. Хотя реальной власти над младшими собратьями у них нет, все же они с полным правом могут сказать, что старейшины выслушивают их, чем большинство новообращенных похвастаться не может. Квесторы проводят ночи в борьбе за внимание и расположение начальства, которое иногда может бросить им косточку. Но косточки у Вентру – это фондовые опционы стоимостью в несколько сотен тысяч долларов или важные правительственные контракты, поэтому играющие по правилам квесторы процветают.

Компаньоны (ирены)

 


В самом низу пирамиды находятся ирены, также называемые компаньонами. Молодой Вентру должен пройти долгий путь, прежде чем он заработает уважение со стороны членов клана, и не важно, кем был его сир. Словом «ирен» в Спарте называли неопытных юношей, еще не созревших для битвы и не ставших настоящими мужчинами. Примерно так многие Вентру и относятся к молодняку. Разумеется, у них превосходное происхождение, они владеют множеством ценных навыков, обретенных до становления, но все же они – лишь птенцы, которым нужно время и опыт, чтобы закалить характер и стать истинным Вентру.

Ирены не пользуются уважением, но при этом у них нет почти никакой ответственности. Хотя иногда их называют компаньонами, все же у молодых Вентру нет официальных обязанностей, которые они должны выполнять. Если квестор или высокопоставленный Вентру просит их об услуге, они, разумеется, могут отказать ему. Нет способа надежней навеки сохранить за собой статус ирена, но все же никто не может принудить новообращенного к выполнению задания. Большая часть иренов все же делают то, о чем их просят, одновременно изыскивая способы увеличить собственное влияние и повысить dignitas. Чтобы добиться высокого положения, надо работать по правилам системы. Диссиденты у Вентру почетом не пользуются.

Вкладчики, партнеры и нечлены[3]

 


Разумеется, не все Вентру являются прислужниками или потомками местной коллегии. Те Вентру, которые вкладывают средства в операции коллегии, могут не занимать никаких должностей, но это не делает их второсортными партнерами. Для Сородичей, не желающих связываться с коллегией, не-жизнь продолжается точно так же, как и для всех остальных вампиров. Многие Вентру, не вошедшие в местные и клановые иерархические структуры, занимают заметное положение в Камарилье. Ничто не мешает им самостоятельно зарабатывать признание (см. «Игра соло»). Вентру не навязывают иерархию всем членам клана, они просто поощряют соплеменников к использованию его обширных ресурсов и их увеличению.

Игра соло

 


Не стоит думать, что Вентру должен обладать целым списком титулов и званий, чтобы стать влиятельным или интересным персонажем. Большинство Вентру ограничиваются пэрством, а новообращенным еще предстоит достичь хотя бы этой ступени.

Вентру и в самом деле более организованы, чем остальные кланы. Но даже клан Вентру не накладывает жесткие ограничения. Сержант Аристократов не будет тарабанить в дверь убежища персонажа и пугать его колом за невыполнение пункта 517-а Устава Вентру.

Иерархия Вентру преследует две цели. Во-первых, она позволяет Сородичам-Вентру объединять ресурсы и получать большую прибыль, чем получил бы каждый из них по отдельности. Это объединение вкладчиков, политическое лобби, ассоциация представителей высшего общества, профсоюз и социальный договор[4] в одном флаконе. Во-вторых, она позволяет плетущим интриги старейшинам… ладно, этого вам лучше не знать.

Многие Вентру создают себе состояния, практически не полагаясь на помощь иерархической структуры. Они поступают так по многим причинам. Некоторые Аристократы не хотят быть должными себе подобным. Другие Вентру предпочитают единовластно управлять своими активами, не доверяя почтенным старейшинам, которые хитроумными манипуляциями заставляют соплеменников делать то, что считают нужным.

Вентру не стыдятся собратьев, не участвующих в работе системы. Разумеется, им сложнее заработать уважение и признание… но не каждый Вентру нуждается в одобрении со стороны товарищей.



[1] Совет старейшин в Древней Спарте, один из двух верховных органов управления спартанским государством (вторым была апелла).

[2] Счет клиента у брокера, на котором содержатся средства, доверенные клиентом брокеру для проведения им операций с финансовыми инструментами за счет и по поручению клиента.

[3] Брокерская фирма, не являющаяся членом биржи; банк, не являющийся членом Федеральной резервной системы.

[4] Договор между предприятиями или другими организациями и государственными или муниципальными органами власти, имеющий высокую социальную значимость.


"Исправниками" я перевела troubleshooters, которые на самом деле "специалист по устранению неисправностей", "специальный уполномоченный по улаживанию конфликтов; посредник". Если найдется одно слово, выражающее данное понятие, буду рада и благодарна. Можно, конечно, назвать их посредниками, но я не уверена. С другой стороты, исправники мне нравятся еще меньше.
"Контролеры" - это "supervisers".